О ПРОЕКТЕ
СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ
ФОТОГРАФИИ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ

О ПРОЕКТЕ

Наш сайт существует с 2007 года и посвящен солнечным часам и тому времени, которое они показывают. Если попытаться выразить наш подход к этому делу, то словами советского писателя Михаила Анчарова:
"Понимание атома - детская игра, по сравнению с пониманием детской игры"

Поскольку на русском языке о солнечных часах что-то найти сложно, то перевод информации из англоязычных источников, ее адаптация и распространение были основными задачами в начале существования сайта. При этом сложно объяснить молодым людям, чем им могут быть полезны солнечные часы, - в современном цифровом мире они бесполезны. Зато можно попытаться показать, как интересно сделать солнечные часы и понаблюдать за временем, которое они показывают.

Мастерская истинного времени

Такое амбициозное название было дано ребятами одному эксперименту, который начался в 2008 году в одной московской школе с интенсивным изучением английского языка. Изначально идея заключалась в привлечении заинтересованных учеников к переводу английской литературы, и изготовление солнечных часов на уроках труда с развитием навыков черчения и моделирования. Оказалось, что сама тема интересна далеко не всем и каким-то образом встроить ее в школьную программу не получается. В результате решено было на базе школьной мастерской организовать работу внеклассного кружка, который просуществовал до 2011 года. Вполне ожидаемо, что самыми преданными членами кружка стали мальчишки 6-8 классов, но то, что большинство из них больше интересовалось историей, чем математикой, предопределило направленность работы. Лишний раз подтвердилось, что интерес к точной науке можно пробудить через интерес к истории этой науки. А с учетом того, что наука о солнечных часах появилась, как прикладная часть астрологии, интерес в определенном возрасте обеспечен. В разделе СТАРОСТИ можно найти статьи по темам, обсуждавшимся на занятиях.

Хотя школьная мастерская прекратила свою работу на сайте остается след игры в "синхроничность", к которой мог присоединиться каждый. Часть сайта (фотографии, ссылки, советы для выбора девиза) обновляется случайным образом, который может оказаться в связи с происходящим вокруг. Все подобные окна могут быть свернуты (и потом развернуты из нижнего меню), если это мешает чтению.
Это немного напоминает практики монахов в буддистских монастырях, которые используются для повышения осознаности происходящего вокруг. Ну а сам термин - синхроничность - ввел Карл Гюстав Юнг, который, помимо коллективного бессознательного, исследовал феномен временных совпадений через астрологию.
Оба подхода имеют непосредственное отношение ко времени и солнечным часам. Именно такой подход может быть интересным для детей определенного возраста, и он обычно неприемлем для большинства взрослых, так как на него не хватает времени.

FREERIGHT

Очень легко объяснить любому ребенку, что делиться яблоками не то же самое, что делиться идеями. Первым это сделал Бернард Шоу.
Если у вас есть два яблока, то их можно разделить между двумя детьми, дав каждому по одному яблоку.
А если им дать две идеи, то у каждого будет по две идеи.
Более того, в итоге оказывается шесть идей, поскольку каждая из начальных идей будет по своему понята каждым ребенком.

Нечто похожее происходит во время коллективных джазовых импровизаций или мозгового штурма. Кого считать автором совместного творчества? На занятиях кружка было предложено назвать такой способ распространения информации freeright и помечать знаком ©. Конечно, для конкурентной информации такой принцип вряд ли подойдет, но для распространения ныне забываемых знаний он вполне уместен. В конце концов солнечные часы изучались в Шумере более чем за тысячу лет до того, как греки дали название этой науке.

Это означает, что вся информация с нашего сайта может копироваться и распространяться без каких-либо ограничений с упоминанием или без упоминания нашего сайта, как первоисточника. Данное положение не распространяется на материалы, имеющие обычный copyright, который мы всячески уважаем. В окне ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, помимо полезные ссылок на Интернет ресурсы, приведен список литературы, которая использовалась при подготовки занятий.

Команда

Участники кружка "Мастерская истинного времени":

Alexei Krutiakov
Алексей Крутяков, математик, школьный учитель в 2009-2011, путешествует с 2004.
Igor Larin
Игорь Ларин, школьный учитель труда, руководитель мастерской истинного времени.
Sergey Hachaturov
Сергей Хачатуров, добавлял долю "волшебства" в работу мастерской.
Pupils of Moscow school 1302
Ученики московской школы 1302 и те преподаватели, которые искренне поддержали организацию работы кружка и внесли свой посильный вклад в появление этого сайта.