О ПРОЕКТЕ
СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ
ФОТОГРАФИИ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ

История календаря или колесо в колесе

Сутки - основа всех календарей

Базой для всех календарных систем является один полный оборот Земли вокруг своей оси - солнечные сутки. Это наименьший по продолжительности календарный цикл, в котором можно точно отследить 4 состояния, связанных с Солнцем: 1 - восход, 2 - полдень, 3 - закат и 4 - полночь. Продолжительность суток (время от полудня до полудня) не является величиной постоянной: в течение года она меняется от 23 часов 59 минут 39 секунд до 24 часов 30 секунд. Усредненная за год продолжительность солнечных суток составляет сейчас 24 часа. Но меняется и средняя продолжительность суток: она увеличивается примерно на 2 миллисекунды из-за общего замедления вращения Земли. А землятресение 2004 года привело к перераспределению массы Земмли и уменьшило продолжительность суток на 2,68 микросекунды.

Ближе к полюсам Земли, за полярным кругом, суточный солнечный цикл (восход-полдень-закат-полночь) растягивается на целый год. Поэтому мы можем говорить о полярных дне и ночи, которые длятся по полгода. Те народы, которые жили в таких суровых условиях, вели суточный счет времени по Луне.

Деления суток на 24 (12+12) часа возникло в Шумере, как часть сакральной шестидесятиричной системы счисления, которая использовалась шумерскими жрецами и астрологами. Именно в Шумере разбили окружность на 360°. Именно поэтому в часе 60 минут, а в минуте 60 секунд. Знания шумерских жрецов "по наследству" перешли аккадским племенам и всем последующим культурам Междуречья. Впрочем, встречается и другое деление суток, например, у индусов, индейцев Майя, японцев и евреев. Важно, что до середины прошлого тысячалетия повсеместно использовались часы неравной длительности. Традиционно, сутки делились на две части: день и ночь, а каждая из этих частей делилась на 12 часов.

Поскольку семья Авраама родом из Ура Халдейского (кн. Бытие, глава 11, 28), то это может служить косвенным доказательством того, что еврейский календарь в полной мере унаследовал шумерские представления о лунных и солнечных циклах.

В разных календарных системах сутки объединяются в группы, которые нам привычно называть неделями, месяцами, годами (хотя оригинальные названия могут отличаться). Каждая из таких групп также является повторяющимся циклом и связывается с каким-нибудь внешним астрономическим явлением для синхронизации. Возможно поэтому календари в разных культурах и у разных народов изображались в виде вложенных окружностей - колеса в колесе. Собственно, разные правила объединения суток в месяцы, а месяцев в года и есть календарная система.

Следует учитывать, что до недавнего время летоисчисление было прерогативой жрецов и священников, а основное назначение календаря (помимо летоисчисления) - это список праздников для населения. Именно их ритм определяет подоснову коллективного бессознательного. Поскольку определение дат для праздников зачастую требовало сложных астрономических вычислений (и магических операций), в древности обычно использовалось два календаря одновременно: сакральный для посвященных жрецов и "облегченный" гражданский вариант, понятный простому люду.

Луна или Солнце?

Солнце против Луны

Наблюдение за Луной и Солнцем выявляет их чрезвычайно "удачное" расположение относительно Земли. Несмотря на разные размеры и удаление от Земли оба объекта имеют почти одинаковый видимый размер - 0,5°, поэтому случаются солнечные затмения, когда Луна полностью перекрывает солнечный диск. Такой же размер имеет и тень от Земли, когда она падает на Луну и происходит лунное затмение. Если посчитать путь Солнца (или полной Луны) по небесной сфере в день равноденствия в солнцах (или лунах), то получится 360. Многие считают, что именно это наблюдение шумеров привело к тому, что в окружности 360 градусов.

Сравнивая древние Египет и Шумер, положившие начало нашей цивилизации, можно обратить внимание на многие кардинальные различия. Одно из них было самым важным с точки зрения календаря: в Шумере верховным божеством был бог Луны - Син, в верховным божеством в Египте был бог Солнца Ра. Соответственно, сакральным в Шумере был лунный календарь, а в Египте - солнечный.

Следы "противоборства" древних культов поклонников Луны и Солнца можно проследить в сохранившихся праздниках, которые были привязаны к разным дням солнцестояния. Поклонники Луны, призывая наступающую тьму, праздновали день летнего солнцестояния (Иван Купала, Лиго и т.д.) поскольку день начинает уменьшаться. А солнцепоклонники праздновали, напротив, зимнее солнцестояние (Рождество), когда световой день начинает прибывать.

Лунный календарь

Исторически, охотники, рыбаки и скотоводы в своей повседневной жизни руководствовались фазами Луны, поскольку Луна влияет на поведение животных и управляет приливами и отливами. Такие календари построены на базе лунного (синодического) месяца, продолжительность которого некратна суткам - около 29,53. Поэтому в лунных календарях продолжительность месяцев чередуется: то 29, то 30 дней. Начало лунного месяца обычно приходится на новолуние, а продолжительность лунного года составляет 12 месяцев, то есть 354,367 суток. Начало лунного года обычно "плавающее" и не имеет фиксированной даты.

Солнечный календарь

Земледельцы предпочитали строгое сезонное деление года по фазам Солнца. Идеальный солнечный год длится 360 дней и состоит из 12 месяцев по 30 дней. Реальный солнечный год, то есть оборот Земли вокруг Солнца, длится около 365,2422 суток, если считать относительно Солнца (тропический год). Если же считать относительно неподвижных звезд, то год называют сидерический, и он, в силу прецессии земной оси, длится меньше, чем тропический- 365,242198 суток. Именно поэтому любой солнечный календарь, в отличии от лунного, всегда будет обладать какой-либо погрешностью, поскольку в солнечном году нецелое число суток. В разных календарях эта погрешность накапливается до целых суток и вставляется в виде лишнего дня в високосном году.

Солнечно-лунный календарь

К сожалению, разработать идеальный солнечно-лунный календарь невозможно, так как для циклов Земли, Луны и Солнца нельзя найти абсолютно точный общий знаменатель. Самым лучшим приближением считается 19-летний Метонов цикл, который греческий математик Метон обнародовал в V веке до н.э. За этот срок проходит 6393 дней около 235 лунных и 228 солнечных месяцев, при этом Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звезд, что и в начале периода. Во многих восточных лунных календарях этот цикл используется для лунно-солнечной синхронизации. Знание о 19-летнем цикле до Метона было тайным, поскольку позволяло жрецам предсказывать затмения и укреплять свой авторитет. Например, в Стоунхендже 19-летний цикл использовался для предсказания затмений за 1000 лет до уважаемого грека.

В большинстве случаев Метонов цикл синхронизирует Луну и Солнце достаточно точно. Он используется в еврейском и иранском календарях, а также для расчета дат католической и православной Пасхи. Менее известен усовершенствованный цикл, предложенный греческим астрономом Каллиппом в III веке до н.э. Продолжительность цикл Каллиппа составляет 76 юлианских лет, что по продолжительности равно 499 полным (30 суток) и 441 пустому (29 суток) лунным месяцам.

Древние календари

Помимо Солнца и Луны наши предки вели наблюдения за Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером, Сатурном, а также некоторыми звездами. Казалось бы, что для организации земного летоисчисления это лишнее. Однако, то, что сейчас принято называть астрономией, в то время являлось частью астрологии, - более сложной магической системы, без которой не принималось ни одно "управленческое" решение. Зачастую сакральный календарь базировался на астрологических таблицах. Даже некоторые современные календари в своей основе имеют циклы, связанные с астрологией. Например, китайский календарь имеет синхронизацию с циклами Юпитера и Сатурна.

Структура сакральных, "тайных" календарей всегда была частью магической традиции. Сами традиции не документировались и передавались невербально, что делает изучение таких календарей в современных условиях чрезвычайно сложным, если вообще возможным.

Начиная с начала нашей эры, гражданские календари стали вытеснять сакральные, а наблюдаемые астрономические феномены стали вычисляться священиками и жрецами по специальным таблицам. Обычно разница между расчетными (календарными) и наблюдаемыми (истинными) циклами накапливается и устраняется путем вставки дополнительных дней, месяцев или годов. Для современных гражданских календарей это норма, но в магии такой волюнтаризм недопустим. В наше время традиция наблюдения времени встречается редко.

Примером наблюдения времени является мусульманский календарь. Это типично лунный календарь без солнечной синхронизации. Сутки начинаются с заходом Солнца, а начало лунного месяца привязано к событию неомения, то есть первым наблюдением в сумерках серпа молодой Луны после новолуния.

Календарь индейцев Майя
Календарь индейцев Майя

Это одновременно самый точный из известных нам календарей и самый сложный, поскольку постоянно подвергался корректировкам на основании астрономических наблюдений. В нем была сделана попытка объединить сразу два времени: гражданское и сакральное. 260-дневный цикл определял культовый распорядок, в нем повторялись названия дней и числа недели, он назывался цолькин. Следующий цикл - четырехлетний, и в нем повторяются название дня и числа месяца. Гражданский год - тун - Майя равнялся 365 дням и состоял из 18 месяцев по 20 дней и 5 роковых дней в конце. Через четыре года новый год приходился на один и тот же день месяца, но в разные числа 13-дневной недели. 20 тунов образовывали катун, 20 катунов - бактун и, наконец, 13 бактунов составляли Великий Цикл в 5130 лет, то есть четверть прецессионного цикла. Для связки гражданского и сакрального времени использовался 52-летний цикл (13 раз по 4 года), который синхронизировал циклы в 365 и 260 дней.

В начале прошлого века прецессионный цикл был определен, как 25800 лет, а в 80-х годах прошлого века он составлял уже 25920 лет. А, вот, во времена Майя он был посчитан, как 24520 лет - 4 великих великих цикла. Точность солнечного календаря Майя составляет 365,242129 суток и это самый точный солнечный календарь из известных нам, так что Майя вряд ли ошибались и при расчете прецессионного цикла.

Китайский календарь
Колесо восточного календаря

Это типичный пример "плавающего" календаря (без постоянной даты начала года), в основе которого лежат циклы Луны и двух планет: Юпитера (примерно 12 раз по 12 лунных месяцев) и Сатурна (около 30 раз по 12 лунных месяцев). Пять лет, то есть количество 12-летних циклов в 60-летнем, совпадает с количеством символических первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл и вода. Каждому элементу соответствует свой цвет: синий (или зеленый), красный, желтый, белый, черный; своя планета: Юпитер, Марс, Сатурн, Венера, Меркурий, и время года: весна, лето, конец лета, осень, зима. Данная календарная система является одновременно и гражданской, и сакральной, поскольку неразрывно связана с восточной астрологией.
Китайский календарь можно считать и успешным коммерческим проектом, с учетом того, сколько денег зарабатывает Китай на изготовлении разноцветных зверюшек каждый год. Китайский календарь с небольшими вариациями распространен в некоторых юго-восточных странах.

Кельтский календарь
Стоунхендж

Кельтская цивилизация оставила нам целый храм времени в виде мегалитов Стоунхенджа. Это было сделано жрецами-друидами около 4000 лет тому назад на юге Англии. В качестве месяца был выбран 28-дневный цикл вращения Солнца вокруг своей оси (!). Тринадцать месяцев составляло 364 дня и приблизительно соответствовало тропическому году. Интересно, что современные наблюдения за пятнами на Солнце позволило вычислить скорость вращения Солнца - 27,5 дней. Мегалиты Стоунхенджа, по сути, являлись и культовым местом, и обсерваторией одновременно. Определенным образом перекладывая камни в 56 (19+19+18) лунках, жрецы могли рассчитывать и предсказывать взаимное положение Луны и Солнца. Таким образом, друиды прекрасно знали про 19-летний цикл и учитывали ее в своих предсказаниях солнечных и лунных затмений.

Современный календарь

Римские временные записи до Цезаря

История нашего современного календаря началась в эпоху Юлия Цезаря, когда путаница со временем достигла апогея, и введение понятного всем календаря стало необходимостью. Именно с появлением юлианского календаря счет времени стал полностью доступным простым людям. Дело в том, что понятие времени года в Риме было тайной для народа и его объявляли жрецы-понтифики на основании астрономических наблюдений. И это еще полбеды, - счет времени был сакральным и во всех других культурах. Проблемы начались, когда понтифики стали приплетать к своим обязанностям личные интересы. То есть погрязли в коррупции, как сказали бы сейчас. В римском государстве календарь определял помимо всего сроки сбора налогов, а сам календарь представлял собой журнал записей гражданского времени (фрагмент приведен на рисунке). По свидетельству Цицерона, понтифики стали злоупотреблять своими полномочиями, ускоряли и отдаляли срок уплаты долгов и податей по своему усмотрению. Нарушилось всякое соответствие между гражданским и астрономическим годом и праздники жатвы приходилось справлять среди зимы. Нигде и никогда ранее со временем не обращались столь циничным образом. Год, когда Юлий Цезарь прекратил это безобразие (46 до н. э.), имел 445 дней и известен под именем annus confusionis - год беспорядка.
Юлианский календарь отличался крайней простотой и решал единственную задачу: согласовать продолжительность календарного года с полным оборотом Земли вокруг Солнца. 30-дневный месяц был заимствован из египетского календаря, а злосчастные пять дней увеличили некоторые месяцы до 31 дня.

Представление солнечного года

Для учета нецелого числа суток в году используется 4-летний цикл. При этом в обычном году 365 дней, а каждый четвертый год считается високосным, продолжительностью 366 дней. Таким образом, средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365,25 суток, в то время как солнечный год равен 365,2422 суткам. Поскольку несоответствие в 0,0078 суток/год за 128 лет приводило к появлению лишних суток, то к 1582 году их получалось десять. Бывший тогда понтификом Григорий XIII устранил набежавшее несоответствие и утвердил следующее нововведение: года, кратные 100 годам, которые не делятся на 400 без остатка, високосными не считаются. Это уменьшает погрешность календаря до одних суток за 4240 лет. По сути это означает, что 1900 и 2100 года високосными не считаются, в отличие от 2000. Сейчас по григорианскому календарю живет современный мир, а юлианский календарь остается основой для счета времени в православной церкви. Даты григорианского календаря не связаны ни с лунными фазами, ни со значимыми днями года (днями солнцестояния и равноденствия), и в этом смысле он может считаться абсолютно нейтральным солнечным календарем.

Однако, такая нейтральность приводит к тому, что даты некоторых религиозных праздников приходится рассчитывать специальным образом, поскольку они-то как раз и связаны с лунными и солнечными циклами - в этом их сакральный смысл еще со времен язычества. Например, современная православная Пасха не имеет фиксированной даты в календаре, а празднуется в первое воскресенье после полнолуния, происшедшего после дня весеннего равноденствия и через неделю после еврейской Пасхи. Известный немецкий математик К.Ф.Гаусс (1777-1855) предложил формулу расчета Пасхи, посмотреть которую можно тут.

Представление метонова цикла Омар Хайям

Очень точным календарем, основанным на циклах Солнца, является незаслуженно забытый персидский календарь. Год в таком календаре привязан к сезонам и начинается в день весеннего равноденствия. В годе 12 месяцев, первые шесть по 31 дню, следующие – по 30, последний месяц равняется 29 дням в обычный год и 30 дням в високосный. Такой выбор не случаен, поскольку в северном полушарии продолжительность летнего периода больше зимнего. Довольно точно такой календарь соответствует Зодиаку. Началом года считается момент перехода Солнца из южного полушария в северное. В среднем на 33 года приходится 8 високосных. Високосным считается год, при делении числового значения которого на 33 остаток составляет 1, 5, 9, 13, 17, 22, 26 или 30. Одно время этот календарь использовался в Иране. Его точность в 365,24242 суток превосходит точность григорианского календаря (365,2425). В разработке персидского календаря участвовал известный арабский математик, поэт и суфий Омар Хайям. Кстати, продолжительность астрономического года (с учетом прецессии) Омар Хайям рассчитал с фантастической точностью: 365,24219858156 суток!

Представление лунного календаря

Говорить о точности лунных календарей с точки зрения солнечного года бессмысленно, так как они точно отмеряют лунные месяцы, а общая продолжительность лунного года меняется. Семидневная неделя пришла к нам из Вавилона и не имеет астрономического смысла за исключением того факта, что 7 дней составляют почти четверть лунного месяца.

Последовательность дней недели

Однако, число 7 совпадало с числом видимых планет, которые перемещались по Зодиаку и являлись предметом исследования астрологов: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Сатурн и Юпитер (в порядке уменьшения скорости вращения вокруг Земли). Планеты управляли днями недели и даже временем суток (каждый час соотносился с планетой). Названия дней недели на английском еще носят следы своего происхождения:
Sunday (Воскресенье) - Sun - ○
Monday (Понедельник) - Moon - ☽
Tuesday (Вторник)- Mars - ♂
Wednesday (Среда) - Mercury - ☿
Thursday (Четверг) - Jupiter - ♃
Fridays (Пятница) - Venus - ♀
Saturday (Суббота) - Saturn - ♄

Если планеты расположить на окружности в их естественной последовательности, то астрологический порядок дней недели образует семиконечную звезду. (Если бы колесо автомобиля крепилось на семи втулках, то при замене его стоило бы прикручивать именно так ).

Единый календарь

Говоря о современном счете времени, приходится затрагивать достаточно деликатную тему: от чего считать? Ведь, это символическая основа любого календаря. Григорианский и юлианский календари считают время от рождения Иисуса Христа. Счет времен в мусульманском календаре ведется от хиджры, то есть даты переезда Мухаммеда из Мекки в Медин, что соответствует 16 июля 622 года по юлианскому календарю. По еврейским представлениям новолуние Мироздания, то есть начало отсчета времени жизни, происходило в 3761 году до рождества Христова, в понедельник, в 5 часов и 204 части пополудни.

Введение единого календаря пока такая же утопия, как утверждение единого мирового правительства или религии, поскольку начало счета времени представляет собой фундаментальную основу разных религиозных представлений и исторических особенностей. То, что григорианский календарь, де-факто, является "эсперанто-календарем", лишний раз доказывает его нейтральность, но внутренний ритм разных культур неизмеримо сложнее и разнообразнее. Впрочем, единое время востребовано в виртуальной реальности, то есть Интернете. Возможен, наверное, и специальный календарь для Интернета со своим специфическим делением суток и года на части. Например, существует предложение задавать дату года (и даже время дня!) в градусах долготы Солнца, то есть связать время с положением Солнца на эклиптике.